HTML Мета-теги

Мета-теги — это необязательные атрибуты, размещенные в заголовке страницы, между тегами <head> и </head>, которые никак не отображаются браузером (за исключением содержимого тега <title>). Мета-теги могут содержать описание html-страницы, ключевые слова к ней, информацию об авторе, управляющие команды для браузера и поисковых роботов, а также прочую служебную информацию, не предназначенную для посетителей. Мета-теги для сайта играют очень важную роль. Их добавление в html-документ могут существенно помочь сайту в его жизни.

Всегда применяйте только те мета-теги, которые реально нужны для работы веб-сайта. Не следует загромождать область <head> лишними инструкциями, т.к. любая ошибка здесь может привести к печальным последствиям.

Функции мета-тегов

На данный момент не существует их четкой стандартизации, однако функции мета-тегов достаточно разнообразны. Можно выделить несколько основных направлений использования мета-тегов:

  • мета-теги могут идентифицировать авторство веб-документа, его адрес, частоту его обновлений;
  • мета-теги используются поисковыми роботами для индексации и создания заголовков гипертекстовых документов;
  • мета-теги влияют на режим отображения веб-страниц.

Группы метатегов

Мета-теги можно разделить на две основные группы — это NAME и HTTP-EQUIV. Группа NAME отвечает за текстовую информацию о веб-документе, его авторе, а также — формирует рекомендации для поисковых роботов. Мета-теги, относящиеся к группе HTTP-EQUIV фактически эквивалентны гипертекстовым заголовкам, они формируют заголовок веб-страницы и определяют его обработку, а также управляют действиями браузеров и используются для формирования информации, выдаваемой обычными заголовками.

Элемент meta принимает следующие атрибуты: content, http-equiv, name, charset и scheme.
АтрибутОписание
NameИмя метатега, также косвенно устанавливает его предназначение. Примеры: include, keywords, description, author, revised, generator и др.
contentУстанавливает значение атрибута, заданного с помощью name или http-equiv.
scheme (устарел)Указывает полезную информацию о схеме или название самой схемы, которая должна быть использована для интерпретации значения свойства (то есть значения атрибута «content»). Не применяется в HTML5.
charsetНовый атрибут, показывает кодировку документа в HTML5. Пример: <meta charset="utf-8">
http-equivФормирует заголовок страницы и определяет его обработку. Как правило, управляет действиями браузеров и используется для формирования информации, выдаваемой обычными заголовками. Например HTTP-EQUIV может использоваться для управления кэшированием, обновлением страницы, автоматической загрузки другой страницы.

Группа значений атрибута NAME

«keywords» (ключевые слова)

Keywords поисковые системы используют для того, чтобы определить релевантность страницы тому или иному запросу. При формировании данного значения необходимо использовать только те слова, которые обязательно встречаются в самом документе. Использование тех слов, которых нет на странице, не рекомендуется. Ключевые слова нужно добавлять по одному, через запятую, в единственном числе. Рекомендованное количество слов в «keywords» — не более десяти. Кроме того, выявлено, что разбивка этого значения на несколько строк влияет на оценку ссылки поисковыми машинами. Некоторые поисковые системы не индексируют сайты, в которых в значении «keywords» повторяется одно и то же слово для увеличения позиции в списке результатов.

Если раньше «keywords» имел определённую роль в ранжировании сайта, то в последнее время поисковые системы относятся к нему нейтрально.

HTML-код с «keywords»:

<!DOCTYPE html>
<html>
 <head>
  <title>keywords</title>
  <meta name="keywords" content="HTML,CSS,PHP,JavaScript"> 
 </head> 
 <body>Основное содержимое страницы</body>
</html>

«description» (описание страницы)

Description используется при создании краткого описания конкретной страницы Вашего сайта. Практически все поисковые системы учитывают его при индексации, а также при создании аннотации в выдаче по запросу. При отсутствии «description» поисковые системы выдают в аннотации первую строку документа или отрывок, содержащий ключевые слова. Отображается после ссылки при поиске страниц в поисковике, поэтому желательно не просто указывать краткое описание документа, но сделать его содержание привлекательным рекламным сообщением.

Таким образом, правильный description обязательно должен содержать ключевое слово, коротко и точно описывать то, о чём данная веб-страница. «Description» вместе с «title» образуют очень важную пару значений, от которых зависит то, перейдёт пользователь из поисковой выдачи на веб-страницу или нет! Поэтому «description» и «title» нужно прописывать для каждой веб-страницы!

HTML-код с «description»:

<!DOCTYPE html>
<html>
 <head>
  <title>description</title>
   <meta name="description" content="Сайт об HTML и CSS"> 
   <meta name="keywords" content="HTML,CSS,PHP,JavaScript">
 </head> 
 <body>Основное содержимое страницы</body>
</html>

«Author» и «Copyright»

Эти значения, как правило, не используются одновременно. Функция author и copyright — идентификация автора или принадлежности контента на странице. «Author» содержит имя автора веб-страницы, но в случае, если веб-сайт принадлежит какой-либо организации, целесообразнее использовать значение «Copyright».

HTML-код с «author»:

<!DOCTYPE html>
<html>
 <head>
  <title>Примеры применения метатегов</title>
  <meta name="author" content="Maxim White">
  <meta name="keywords" content="HTML, Meta Tags, Metadata">  
  <meta name="description" content="Сайт об HTML и CSS"> 
 </head> 
 <body>Основное содержимое страницы</body>
</html>

«Robots»

Robots — формирует информацию о гипертекстовых документах, которая поступает к роботам поисковых систем.

У «robots» могут быть следующие значения:

  • index — страница должна быть проиндексирована;
  • noindex — страница не индексируется;
  • follow — гиперссылки на странице учитываются;
  • nofollow — гиперссылки на странице не учитываются
  • all — включает значения index и follow, включен по умолчанию;
  • none — включает значения noindex и nofollow.

HTML-код с «robots»:

<!DOCTYPE html>
<html>
 <head>
  <title>Примеры применения метатегов</title>
  <meta name="robots" content="noindex, nofollow">
  <meta name="keywords" content="HTML, Meta Tags, Metadata">
  <meta name="author" content="Maxim White">
  <meta name="description" content="Сайт об HTML и CSS"> 
 </head> 
 <body>Основное содержимое страницы</body>
</html>

Группа значений атрибута HTTP-EQUIV

«Content-Type»

Content-Type определяет тип документа и его кодировку.

HTML-код с «Content-Type»:

<!DOCTYPE html>
<html>
 <head>
  <title>Примеры применения метатегов</title>  
  <meta name="keywords" content="HTML, Meta Tags, Metadata">  
  <meta name="description" content="Сайт об HTML и CSS">
  <meta name="author" content="Maxim White">
  <meta name="robots" content="noindex, nofollow">
  <meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=UTF-8"> 
 </head> 
 <body>Основное содержимое страницы</body>
</html>

В HTML5 указание кодировки упрощено:

<meta charset="UTF-8">

«refresh»

Refresh — задержка времени (в секундах) перед тем, как браузер обновит страницу. Кроме того, может использоваться автоматическая загрузка другой html-страницы с заданным адресом (url).

HTML-код с «refresh»:

<!DOCTYPE html>
<html>
 <head>
  <title>Автозагрузка</title>  
  <meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=UTF-8">
  <meta http-equiv="refresh" content="5; URL=http://www.wm-school.ru">
 </head> 
 <body>Основное содержимое страницы</body>
</html>

Браузер поймет эту запись, как через 5 секунд загрузить новую страницу, указанную в параметре URL, в данном случае это переход на сайт wm-school.ru. Значение «refresh» позволяет создавать перенаправление (редирект) на другой сайт. Если URL не указан, произойдет автоматическое обновление текущей страницы через количество секунд, заданных в атрибуте content.

Обратите внимание, что кавычки в указании URL-адреса перед http не ставятся.

«Content-Language»

Content-Language указывает язык документа. Может использоваться поисковыми машинами при индексировании страниц. Комбинация поля Accept-Language (посылаемого браузером) с содержимым Content-language может быть условием выбора сервером того или иного языка.

HTML-код с «content-language»:

<!DOCTYPE html>
<html>
 <head>
  <title>Язык документа</title>  
  <meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=UTF-8">
  <meta http-equiv="refresh" content="5; URL=http://www.wm-school.ru">
  <meta http-equiv="content-language" content="ru">
 </head> 
 <body>Основное содержимое страницы</body>
</html>

В HTML5 указание языка упрощено:

<html lang="ru">

В этом уроке перечислены не все метатеги, которые вы можете встретить при изучении веб-ремесла. Остальные специфичны и вы познакомитесь с ними в дальнейшем при изучении наших уроков. Из всех же вышеперечисленных к использованию на каждой странице вашего сайта рекомендуются метатеги и их атрибуты приведенные в следующем примере:

Пример HTML:

Попробуй сам
<!DOCTYPE html>
<html>
 <head>
  <title>Заголовок страницы</title>  
  <meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=UTF-8">
  <meta name="keywords" content="HTML, Meta Tags, метаданные">
  <meta name="description" content="Сайт об HTML и CSS">
 </head> 
 <body>Основное содержимое страницы</body>
</html>

Задачи


Итоговое задание [10-14]

На этом уроке вы познакомились с наиболее важными метатегами основным предназначением которых является предоставление структурированных метаданных о веб-странице.

Пришло время повторить изученное и выполнить четыре несложных задания:

Ключевые слова

С помощью одинарного тега <meta> задайте ключевые слова: "HTML,CSS,JavaScript" для текущей веб-страницы.

<!DOCTYPE html>
<html>
 <head>
  <meta>
  <title>Ключевые слова</title>  
 </head>
 <body>
  <p>Метатеги (англ. meta tags) — предназначены для предоставления структурированных метаданных о веб-странице.</p>
 </body>
</html>

Индексация веб-страницы

С помощью одинарного тега <meta> разрешите индексацию Web-страницы поисковыми машинами, а переход по ссылкам запретите.

<!DOCTYPE html>
<html>
 <head>
  <meta>
  <title>Индексация и переход по ссылкам</title>  
 </head>
 <body>
  <p>Тег meta позволяет запретить или разрешить индексацию Web-страницы поисковыми машинами.</p>
 </body>
</html>

Автоматическая перезагрузка страницы

С помощью одинарного тега meta назначте автоматическую перезагрузку текущей веб-страницы через 30 сек.

<!DOCTYPE html>
<html>
 <head>
  <meta>
  <title>Автоматическая перезагрузка страницы</title>  
 </head>
 <body>
  <p>Тег meta позволяет автоматически перезагружать страницу через заданный промежуток времени.</p>
 </body>
</html>

Автозагрузка новой страницы

Сделайте так, чтобы через 5 сек после загрузки страницы браузер перешел на адрес http://www.wm-school.ru.

<!DOCTYPE html>
<html>
 <head>
  <meta>
  <title>Автозагрузка новой страницы</title>  
 </head>
 <body>
  <p>В данном случае через 5 сек после загрузки страницы браузер перейдет на адрес http://www.wm-school.ru.</p>
 </body>
</html>